Пять вопросов Таpви Ситсy

21.06.2018 | 13:41

11 июня Таpви Ситс приступил к работе в качестве канцлера в Министерстве культуры. Спросим у свежеиспеченного канцлера, как он видит свою работу, которую он выполнял как вице-канцлер, какие цели он ставит перед собой в качестве канцлера.На протяжении последних пяти лет в качестве вице-канцлера министерства по вопросам культурных ценностей Вы курировали темы музеев, библиотек, охраны памятников старины и национальной культуры. Если мысленно вернуться в это время, назовите свои крупнейшие свершения?

11 июня Таpви Ситс приступил к работе в качестве канцлера в Министерстве культуры. Спросим у свежеиспеченного канцлера, как он видит свою работу, которую он выполнял как вице-канцлер, какие цели он ставит перед собой в качестве канцлера.

На протяжении последних пяти лет в качестве вице-канцлера министерства по вопросам культурных ценностей Вы курировали темы музеев, библиотек, охраны памятников старины и национальной культуры. Если мысленно вернуться в это время, назовите свои крупнейшие свершения?

Я твердо уверен, что результатов можно достичь только с хорошей командой. И хотя пять лет — это длинный срок, влияние и результаты различных аспектов нашей повседневной работы мы сможем оценить позже. Отдельно выделю реформу охраны памятников старины. Реализация такого объемного законопроекта стала серьезной задачей: как найти формулировки и решения для сохранения важного наследия, как избежать излишнего регулирования. При выполнении всех условий законопроект осенью будет на столе парламента. Но закон сам по себе не делает ничего, очень важно его применение. Культурное наследие — это наше общее дело, и я очень надеюсь, что планируемые изменения уже позволили и будут помогать нам в дальнейшем все больше переходить от ограничивающей охраны памятников старины к вовлекающей охране. Одна из целей нового закона заключается в том, чтобы уравновесить обязанности собственников и государства. Для этого, в числе прочего, будет добавлено 1,4 миллиона евро в поддержку собственников для возмещения стоимости работ, которые сопутствуют приведению наследия в порядок (исследования и надзор).

Составление плана действий для оцифровки культурного наследия очень многому научило и меня, и министерство. Длительный период подготовки был утомителен для всех сторон, но я рад заявить, что при участии всех партнеров этой весной план действий для оцифровки был одобрен. По сравнению с тем, что предлагалось вначале, возможности финансирования в одобренном варианте возросли почти втрое.

Приведение в порядок Национальной библиотеки сегодня кажется более реальным, чем когда-либо, в следующем году должно начаться проектирование. В связи с Национальной библиотекой можно привести пример хорошего сотрудничества между учреждениями по хранению памятников культуры, а также государственного мышления. Реальные черты обретает и идея, по которой таллиннские отделы Национального архива могли бы переехать в Национальную библиотеку.

Приведение в порядок сети музеев началось до того, как я начал работать в министерстве, и будет продолжено в этом и следующем году. Я с радостью подтверждаю, что мы нашли решение в ходе конструктивного диалога всех сторон.

Отдельная тема, проработка которой предстоит нам, скорее всего, уже в последующие годы, является модель региональной организации культуры. В рамках административной реформы ландшафт в значительной мере изменился. В прошлом году в "Закон об организации местных самоуправлений" был добавлен пункт, что организация культурной и спортивной работы является основной задачей местных самоуправлений. Но мы еще не определили, какую роль играют местные самоуправления в региональной организации культуры, какую роль играет государство и что остается на долю третьего сектора.

Министерство культуры — самое маленькое министерство в Эстонии, где работает меньше всего людей. Но сфера его влияния очень велика. Является ли в этом случае малый размер преимуществом или скорее устанавливает ограничения?

Я считаю, что наш небольшой размер является нашим преимуществом, но в повседневной работе он может ставить серьезные задачи и время от времени возлагать груз, чтобы вынести который нужно уметь находить союзников и единомышленников. Используя спортивную терминологию, у нас все на площадке, на скамейке запасных у нас нет никого. По-моему, это требует ото всех нас большего внимания к коллегам, чтобы не прогореть, не пасть под бременем работы. А также хорошего сотрудничества и командной игры — так появляются результаты. С другой стороны, Эстония — одно из самых маленьких государств в ЕС, но она сумела очень хорошо провести председательство. Мы очень гибки, информация у нас движется быстро. Я, конечно, надеюсь, что ни одно предложение или идея не заблудятся у нас в коридорах (не так их у нас и много), а быстро попадут к нужному человеку. Двери кабинетов министра и канцлера всегда открыты, если там не проходит какая-либо встреча.

Скоро нас ждет обновление базовых основ культурной политики, мы начнем обсуждать, какими могут быть культурно-политические цели до 2030 года. Куда приведет нас этот процесс?

 Способность анализировать и постановка целей — вот то, что нельзя утратить из виду в ходе ежедневной рутины. Все, что происходит сегодня, не обязательно будет иметь место в будущем. Я хочу, чтобы мы умели видеть то, что кроется за цифрами. У нас много статистики, возможно, что ее нужно чем-то дополнить, но данные, которые есть у нас в различных базах данных, необходимо анализировать и использовать полученное знание. Это поможет нам формировать культурную политику, в этом и заключается основная задача министерства. В ближайшие годы нам предстоит процесс составления "Культуры-2030". Конечно же, им будет заниматься не только Министерство культуры, мы будем сотрудничать с ключевыми партнерами как из сферы культуры, так и из других министерств. Вовлечение по существу и постановка целей на следующие годы в ходе дискуссий может стать для нас всех интересным вызовом. Одной из дополнительных ценностей этого стратегического документа является то, что и в Рийгикогу говорят и дискутируют на тему целей культурной политики, а также результатов в целом.

Вы уже долгое время работаете руководителем. Какие качества в людях Вы цените, по каким признакам Вы отличаете хорошую команду? Каким руководителем Вы себя считаете?

Хорошая команда находится в равновесии: в ней нужны лидеры, те, кто тщательно выполняет рутинную работу, а также оформители окончательного результата. Я ценю споры, но они должны быть конструктивны и завершаться результатом. Последний должны акцептировать и следовать ему все члены команды. Критики нельзя избегать, но она должна вести дальше, уважать другие стороны, учитывать их интересы. Важным качеством я считаю эмпатию, или умение поставить себя на место другого человека. Я считаю себя руководителем, который приглашает к размышлениям, дает достаточную свободу для результативной организации своей работы. Руководитель не может откладывать принятие решений, но и не может решать за других. Информации никогда не бывает достаточно, но нерешительность всегда вредит организации. Конечно же, я не являюсь лучшим экспертом в каждой области, для этого у нас есть соответствующие люди, и им нужно дать возможность предлагать свои идеи, обосновывать их, а если они получили одобрение, реализовывать в жизнь. Хотелось бы избежать канцеляризма, который оказывается очень прилипчивым. Нужно время от времени напоминать себе и возвращаться к нормальной речи.

В завершение было бы интересно узнать о Вашем последнем впечатлении в сфере культуры?

В последнее время глубокое впечатление на меня оказала выставка Михеля Зиттова. Ценность произведений заключается в том, что многие из них взяты из постоянных экспозиций крупных музеев, это был большой и продолжительный проект сотрудничества для Эстонского художественного музея. Мне очень понравилось то, как выставка была оформлена, как посетителя направляли в знакомстве с Зиттовым.

Из последних книг мне запомнилась книга Вахура Афанасьева "Серафима и Богдан". Работая в Департаменте охраны исторических памятников я много и сам сталкивался с материальным наследием староверов. Для меня было, например, интересно, как роман раскрывал читателю традиции закрытого культурного пространства, и показывал то, что посетитель или турист не увидит или не сможет увидеть.

Новый диск дуэта Puuluup иногда звучит у меня в наушниках, а впечатление, хоть и отрицательное, на меня произвел проигрыш Ливерпуля Реал Мадриду в финале Лиги Чемпионов.

 

 

Eve Rand

kommunikatsiooniosakonna nõunik